Контакты

620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Шарташская 19,

оф. 409, 410

(343) 350-45-30

(343) 350-42-27

(343) 219-36-79

пн-пт с 9:30 до 18:30

© 2018 УРИМП

  • Белый Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White Odnoklassniki Icon
  • White Vkontakte Icon

Если Вы хотите создать или обновить

свою экспозицию свяжитесь с нами!

Женщина в культуре
Интервью с создателем и руководителем
Уральского регионального института музейных проектов
Ольгой Лобановой

13 мая 2019 года в очередной раз стартовала ежегодная акция #MuseumWeek, которая призвана популяризировать музейное дело и идею сохранения культурного наследия в социальных сетях. Для первого дня акции выбрана тема «Женщина в культуре». Несмотря на то, что роль женщины в обществе так же важна, как и роль мужчины, пока она далека от должного признания. В этот день #MuseumWeek призывает рассказать о женщинах — деятелях истории, культуры, искусства и науки, а также о женщинах, которые работают в сфере культуры и меняют её к лучшему. 

Мы решили в этот день поговорить с генеральным директором и создателем Уральского регионального института музейных проектов, доктором музейного дела (МАААК - IAACC) Ольгой Сергеевной Лобановой и узнать о том, когда и почему она пришла работать в музей, как возникла мысль создать

собственную фирму, есть ли отличие между женщиной-руководителем и мужчиной-руководителем в сфере культуры.

Когда и почему Вы пришли работать в музей?

В 1985 году я пришла на работу в Свердловский областной краеведческий музей в сектор развитого социализма отдела советской истории на должность младшего научного сотрудника.

Я люблю шутить, что в музей меня привела мама. В 1985 году я закончила Уральский государственный университет, факультет журналистки. Незадолго до этого мы переехали из города Березовского в Свердловск. Я стала искать работу. В то время устроиться в газету было достаточно сложно, тем более имея двух маленьких детей. И вот как-то мы шли по городу с мамой и дочками, и я говорю: «Я бы, наверное, хотела работать в музее». А музеи я любила с детства. Моё детство прошло на Чукотке, и, когда мы приезжали с родителями в отпуск, как правило, в Москву, к родственникам, то обязательно ходили в музеи – я была практически во всех крупных музеях столицы. А раз я закончила факультет журналистики, то решила попробовать устроиться на работу в литературный музей — в Объединённый музей писателей Урала, но там не оказалось свободных должностей. Потом мы зашли в Музей Я. М. Свердлова (ныне Музей истории Екатеринбурга), но директор музея, кстати, моя однофамилица, Лобанова Галина Павловна оказалась в отпуске и мне предложили зайти попозже. А вот, когда мы шли мимо Храма Вознесения Господня, наше внимание привлёк большой аншлаг с надписью – «Свердловский историко-революционный музей», именно такое название носил в то время главный музей области. Мама тут же отвергла мой аргумент, что я не историк, и предложила зайти в музей. И – это, видимо, судьба, меня взяли на работу младшим научным сотрудником. С тех пор прошло 33 года.

 

Тогда я не думала, что навсегда свяжу свою жизнь с музейным делом. Но вскоре в стране началась Перестройка, музеи перешли на новые условия хозяйствования и появилась необходимость внедрения новых форм работы, привлечения дополнительных источников финансирования, а специалистов в этой области не было. Нина Александровна Узикова, генеральный директор Свердловского краеведческого музея, предложила мне возглавить службу рекламы и платных услуг населению. Это была для меня большая ответственность. Меня направили на курсы повышения квалификации в Москву в Академию переподготовки работников культуры, искусства и туризма, на курс «Художественный рынок в современной культуре». Помню, что на меня тогда большое впечатление произвёл треугольник Маслоу  (Пирамида потребностей человека), вероятно потому, что в представлении советского человека его потребности должны были распределяться несколько по-другому.

Знаний в области маркетинга у меня не хватало. Тогда я прошла обучение в Школе брокеров, окончила курсы подготовки по направлению «коммерческий директор» учебного центра «Натали» и Уральскую школу бизнеса. Я изучала литературу по интересующей меня теме, информационные бюллетени ICOM, статьи, где речь шла о новых формах работы в музеях. Помню, чуть не наизусть выучила книгу «Музеи. Маркетинг. Менеджмент», которая была подготовлена специалистами Британии, Нидерландов и России (В. Дукельский, Н. Никишин). Вот это всё меня и формировало как специалиста в области музейного маркетинга. И, конечно, параллельно практика. Помню, как мы открывали первую торговую лавку с непривычным названием «Гризетка», организовывали выставки-продажи изделий народных промыслов, проводили аукционы. Резонансными стали выставки, организованные совместно с Управлением исполнения наказаний «Ностальгия» и «Ностальгия-2».  Наш «Передвижной музей» совершил путешествие от Ханты-Мансийска до Набережных Челнов. Особой приметой музейной перестройки стали привозные коммерческие выставки, который давали самый заметный доход и были востребованы посетителями. Так, у нас работали выставки восковых фигур разнообразной тематики. Запомнилась первая -  на ней были представлены исторические персонажи. С утра на крыльце музея выстраивалась очередь. У организаторов выставки было чему поучиться в плане организации и рекламы. Проводились даже встречи с экстрасенсами, чтобы привлечь больше посетителей. Мне было интересно наблюдать за тем, как организуются такие выставки и как привлекаются на них посетители. И вот в это время я стала приходить к мысли, что нашим музейным экспозициям не хватает образов, они не в состоянии вызвать у посетителей эмоции, разбудить чувства.

В 1997 году я возглавила филиал Свердловского областного музея, Музей радио им. А. С. Попова.  И здесь мне удалось реализовать некоторые задумки. В результате за семь лет мы получили два гранта Института «Открытое Общество», грант Британского Совета, а музей стал одним из самых посещаемых в Свердловской области. С 2002 года я стала заместителем генерального директора по развитию и филиалам Свердловского областного краеведческого музея, продолжив работу по внедрению форм работы, направленных на привлечение хозрасчетного дохода.

Как Вы пришли к решению создать собственную фирму по созданию экспозиций?  

Я 21 год проработала в музее, из которых, наверное, лет 18 занималась музейным маркетингом, и я была уверена, что в работе музеев есть что менять, и есть куда стремиться. Я и сейчас так считаю, и это касается не только необходимости дальнейшего развития платных услуг, но и совершенствования основных форм работы.

Мне хотелось попробовать внести свой вклад в создание новых, образных экспозиций. В начале 2000-х годов фирм, которые профессионально занимались созданием экспозиций, было мало, их работа стоила дорого и, конечно, для музеев новая экспозиция становилась грандиозным событием.  А поскольку я сама более 20 лет проработала в музее, и вместе с коллегами пережила тяжёлый финансовый период, когда денег не было даже на заработную плату, у меня было желание найти способ обновления музейных экспозиций, который бы стал доступен многим музеям, особенно небольшим. 

 

Я на практическом опыте поняла, что экспозиции можно делать не за баснословные деньги,  а за вполне доступные, и они будут образные, интересные и востребованные.

30 августа 2006 года наша фирма — Уральский региональный институт музейных проектов — была зарегистрирована и занесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Деятельность начали с организации выставок, а первый заказ получили через полтора месяца. Первоначально нас было совсем мало. В первые два месяца ко мне перешли на работу три сотрудника из музея, для меня это была большая ответственность: коллеги поверили в меня и в будущее нашего, тогда ещё маленького, Института. Свою работу с самого начала мы стремимся делать на высочайшем уровне, так как понимаем, что от этого зависит  дальнейшее развитие  нашего Института. А идей и задумок у нас много.  

В прошлом году УРИМПу уже исполнилось 12 лет, мы прошли свой первый зодиакальный круг. В Институте работает 38 человек, есть своё производство, своя полиграфическая база, художественные мастерские, научный и два дизайнерских отдела, есть свои мультимедийный и светотехнический отделы. Постепенно с развитием фирмы, я понимала, что надо развивать свою материальную базу и иметь профессиональный творческий коллектив, чтобы удерживать на приемлемом для музеев уровне цены. Не секрет, что многие музеи по-прежнему находятся в стеснённых финансовых условиях. Если повышать цены, то тогда количество наших заказчиков будет сокращаться, но не это главное. Главное, что будет сокращаться количество новых качественных экспозиций.

Женщине реализовать себя, работая в сфере культуры, сложнее или проще, чем мужчине?

 

Если взять государственные учреждения культуры, то в них женщин руководителей больше, чем мужчин. А в сфере бизнеса, больше руководителей среди мужчин. По последним данным только    32,6 % женщин руководят бизнесом в России. Хотя, мне кажется, что не так важно, кто руководитель — мужчина или женщина, важны личные качества лидера. Долгие годы Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина возглавляла Ирина Александровна Антонова, которая вряд ли уступит по своим лидерским качествам и профессионализму любому мужчине. У нас в Екатеринбурге Свердловский областной краеведческий музей десять лет возглавляла Нина Александровна Узикова, сейчас возглавляет Наталья Константиновна Ветрова, Музей истории Екатеринбурга — Галина Павловна Лобанова, Объединённый музей писателей Урала — Лидия Александровна Худякова. Это уникальные женщины, великолепные руководители и организаторы.  В то же время можно назвать и  уникальных  музейных  мужчин-руководителей: Нижнетагильский музей-заповедник много лет возглавлял Иван Григорьевич Семёнов, музей в Коптелово - Леонид Фёдорович Русаков.

Главное, и в бизнесе, и в бюджетной сфере, руководитель должен уметь брать на себя ответственность за свою команду, уметь ради дела жертвовать свободным временем и личными интересами, постоянно находится в творческом поиске. Тогда люди пойдут за ним, и сложится команда, которой будет по плечу решение любых, даже самых сложных,  задач.

По итогам Всероссийского 

бизнес-рейтинга 

ООО "УРИМП" получил Национальный сертификат

и медаль

«ЛИДЕР ОТРАСЛИ 2016»,

как подтверждение высокого статуса компании, занявшей лидирующие позиции рейтинга.